Пермский вояж. Часть 2
20 июня 2014 | Россия
Андрей договаривался по поводу проживания в Перми:
— А вы случайно не фанаты ЦСКА? – насторожился владелец квартиры.
— Чего? – переспросил Андрей, ибо от футбола он был далек так же, как пока далека от него сборная Россия на чемпионате мира в Бразилии. Но если бы Андрей за кого-то и болел, то, как почетный железнодорожник, только за Локомотив. – Какого еще ЦСКА?
— Футбольного, — заговорщецки прошептал квартиродатель. – Тут как раз наш Амкар с ЦСКА будет играть, когда вы приедете. Просто я в прошлый раз сдал однокомнатную квартиру двадцати пяти футбольным фанатам и… В общем мне не хотелось бы еще раз приезжать с нарядом милиции в 4 часа ночи и отбивать квартиру назад, а потом до 6 утра отмывать ее от фекалий…
— А-а-а, не-е-е, мы нормальные, — успокоил его Андрей. — Мы сами отмоем.
***
Квартиру нам все-таки сдали, и мы, как истинные аристократы, приняв ванну и выпив чашечку кофэ, отправились гулять по городу. Пермь оказалась не слишком богата на «видовые достопримечательности», зато порадовала несколькими любопытными памятниками. Среди них я бы выделил три основных, которые могут претендовать ни много, ни мало на звание символа города. Даже удивительно, но ни одно из пермских мест, улиц или зданий, имхо, на символ не тянет, а вот памятники – вполне.
Первый в списке – памятник пермскому медведю. Идея скульптуры связана с представлениями иностранцев о том, что по улицам уральских городов ходят медведи. Ну и вдобавок медведь изображен на гербе города.
Медведь оказался настолько популярным, что к нему даже выстроилась очередь из желающих сфотографироваться. Среди желающих были и фанаты ЦСКА. Вопреки рассказам нашего квартиродателя, они были спокойны, и, сделав десяток-другой фотографий (один из фанатов никак не мог зафиксироваться на спине медведя, постоянно с нее спадая), не спеша удалились в сторону стадиона алкогольного магазина, дав возможность и нам оседлать четырехлапого беднягу.
Второй памятник называется «Пермяк — соленые уши». Это традиционное прозвище всех пермяков, которое по легенде пошло с тех времен, когда в Перми велась добыча соли. Работники переносили мешки с солью на плечах, часто просыпая ее себе на голову и шею, отчего уши становились красными и распухали. Памятник состоит из двух частей: фигуры фотографа и рамки с ушами, куда любой желающий может засунуть голову (или любую другую выпирающую часть тела, например, второй подбородок или флюс).
Третий памятник – это огромная трехмерная деревянная буква «П» (известная также под официальным названием «Пермские ворота» и неофициальными «Табуретка», «Памятник лесопилке» и «Жилище бобра»). Конструкция, судя по всему, вызывает у пермяков не меньше споров, чем у самарцев — здание ЖД вокзала. Самые ярые противники деревянного монумента периодически пытаются поджечь этот стратегический запас древесины, но пока безуспешно.
Творческий подход и нестандартное мышление пермских «творцов» не ограничиваются тремя главными памятниками. Результаты их попыток «придумать что-нибудь эдакое» можно встретить во многих частях города.
Вот, например памятник, первому светофору города (в качестве которого выступает реальный исторический светофор, причем, говорят, работающий).
А вот памятник собаке-спасателю, которая то ли всю жизнь кого-то спасала, то ли только однажды спасла своего хозяина, то ли наоборот, не смогла его спасти, поэтому умерла от тоски.
Скульптура водопроводчика – работящего мужчины с сердцем романтика. Вокруг памятника любят собираться представители одноименной профессии и заливать свои горящие трубы.
Памятник надкушенному яблоку, символизирующему общество потребления и бла-бла-бла дальше каждый пусть додумает сам.
Памятник навозному жуку, катящему шар из автомобильных покрышек (видимо, тоже символизирует современное общество).
В общем, все очень символично, интригующе и непонятно. В какой-то момент я даже задался вопросом: «А есть ли вообще в городе стандартные памятники, типа какому-нибудь знаменитому политику или писателю?»
— А кстати, кто-нибудь знает известных людей из Перми? — спросила Лена.
— Да, — воодушевился Дмитрий. — Я знаю Евгения Савина, который в 2011 году должен был перейти из местного Амкара как раз в московский ЦСКА, но сделка сорвалась, и он оказался в наших Крыльях.
Лена пристально посмотрела на Дмитрия.
— Что это за набор несвязанных слов? Я же нормально спросила.
— Простите, темное прошлое, само вырвалось, – Дмитрий потупил глаза и замолчал.
Оказалось, что в Перми, кроме Бориса Пастернака и актеров сериала «Реальные пацаны» жило-таки еще несколько известных личностей. Причем минимум трое из них: писатели Мамин-Сибиряк и Бажов, а также изобретатель первого русского радио Попов, – учились в одной семинарии.
За «местную знаменитость» вполне может сойти и основатель города Татищев, основавший также Екатеринбурга и, конечно, Тольятти (ну т.е. Ставрополь).
Но, возможно, больше, чем знаменитыми горожанами, Пермь известна своей рекой – Камой, которой поставлен отдельный памятник. Интересен он, впрочем, больше фактом своего наличия, нежели внешним видом.
А что до самой Камы то она оказалась на удивление широкой и длинной, в общем, не посрамила звание самого крупного притока Волги.
Но фотографировать памятники, на которые нельзя залезть, нам скоро надоело и мы начали искать другие. Дело в том, что человек по природе своей коллекционер. Практически каждый из нас что-то собирал или собирает в течение жизни. Сначала это вкладыши от жвачек и фигурки бегемотов из киндер-сюрпризов. Затем это магнитики на холодильник и телефоны симпатичных девушек. Ну а в конце — открытки от внуков и рецепты на лекарства.
Так же и любой путешествующий человек с фотоаппаратом рано или поздно начинает собирать фотографии. Вот Андрей, например, как почетный железнодорожник, не пропускает ни одного паровоза, ну а я – ни одного представителя ракообразных.
Уж не знаю, какие фотографии собирает Зотей, но как только он увидел кафе Central Park (из американского сериала Друзья) – он как с цепи сорвался.
Сфотографировал, зашел внутрь, вышел, снова зашел, снова сфотографировал. В общем, всячески давал понять, что готов остаться здесь до конца жизни, но нам хотелось еще погулять и мы были непреклонны.
— Ладно, тогда давайте вернемся сюда позже и посидим? – предложил Зотей.
— Попробуем, — согласились мы, лишь бы быстрее покинуть это место.
Зотей уступил, взамен заставив нас сфотографироваться в типичной английской телефонной будке рядом с кафе из типичного американского сериала.
Уже темнело, когда, в конце концов, мы догуляли до серии забавных скульптур, которые располагались недалеко от футбольного стадиона. Того самого, на котором подходил к концу матч Амкар-ЦСКА. Встречаться с поклонниками футбола после матча мы почему-то не хотели (возможно, из-за рассказа хозяина нашей квартиры о том, как он с нарядом милиции отбивал ее у 25-ти фанатов армейского клуба), поэтому фотосессия около скульптур длилась как никогда быстро.
Когда мы закончили и отошли от стадиона на безопасное расстояние, окончательно стемнело.
— А теперь мы пойдем в то кафе? — тихо спросил Зотей.
— Понимаешь, уже темно, мы все устали, а нам надо еще купить продуктов, искупаться, подготовиться к завтрашнему дню…
Зотей уже не слушал, он опустил голову и больше не проронил ни слова. В тот момент ему открылась одна из истин этого жестокого мира, мира полного лжи, фальши и несправедливости. Истина состояла в том, что все люди врут и нельзя доверять никому кроме себя.
В тот день сердце Зотея затвердело, и он понял, что уже никогда не будет прежним.
Ту би континьед…
А Пермь, оказывается, интересный для туристов город. Может, съездить?
Все-таки тем, кто хочет посмотреть «интересные достопримечательности» я не стал бы советовать ехать в Пермь целенаправленно. Если же интересны не только достопримечательности, а в целом… хм… «городская среда» — то интересно. Не так, как в Самаре, во всяком случае;)